Модуль 1: Основы благополучия и заботы о себе
1. 1. Знакомство и постановка целей на курс
1.2. Удовлетворение базовых потребностей
- Как базовые потребности влияют на эмоциональное и психическое состояние детей и подростков.
- Психологическая и физиологическая роль сна, питания, прогулок и спорта.
- Практические рекомендации для улучшения сна, питания и физической активности у детей с нейроотличиями.
Модуль 2: Особенности сенсорного восприятия
2. 1. Знакомство с понятием «сенсорное восприятие» и «сенсорная перегрузка»
2. 2. Способы диагностики сенсорного восприятия
- Знакомство с видами сенсорного восприятия
- Упражнения и примеры для диагностики сенсорных особенностей и их учета в повседневной жизни.
2.3. Индивидуальная работа с сенсорным профилем ребенка
- Влияние сенсорного восприятия на поведение и эмоциональное состояние.
- Корректировка среды ребенка с учетом сенсорного восприятия.
- Помощь при сенсорной перегрузке
Модуль 3: Введение в ACT и развитие психологической гибкости
3.1. Знакомство с ACT
-Основы ACT – гексафлекс (контакт с настоящим, разделение с мыслями, принятие, я селф, ценности и действия).
- Краткая история ACT и принципы, на которых базируется модель.
-Теория реляционных фреймов
- Преимущества АСТ в работе с детьми и подростками с нейроотличиями.
3. 2. Психологическая гибкость, как ключевая цель ACT
- Что такое психологическая гибкость и её роль в адаптации и благополучии.
- Важность гибкости для работы с эмоциями, сенсорными особенностями и поведением.
- Психологическая гибкость как основа для обучения другим техникам ACT.
3.3. Понимание своих эмоций и эмоциональная осознанность
- Основы эмоционального восприятия: как мы распознаем и понимаем свои эмоции.
- Упражнения на идентификацию и описание собственных эмоций.
- Практики и игровые методы для детей и подростков, помогающие лучше понимать и выражать свои чувства.
Модуль 4: Техники саморегуляции в ACT
4. 1. Что такое контекст?
- Обозначение интересов ребенка.
- Введение понятных метафор для контекста клиента.
- Как понимание контекста клиента помогает в работе.
4.2. Контакт с настоящим моментом
- Понятие присутствия и внимательности к моменту здесь и сейчас.
- Осознанность в повседневной жизни и ситуациях, вызывающих стресс.
- Простые практики концентрации внимания, работа с дыханием и телесными ощущениями.
- Упражнения на осознанность, адаптированные для детей и подростков.
4.3. Разделение с мыслями
-Что такое разделение с мыслями в ACT и как это работает.
- Упражнения на отслеживание своих мыслей и разделение с ними.
- Техники, которые помогают детям не воспринимать свои мысли как абсолютные истины.
4.4. Я как наблюдатель (я-селф)
- Образ «я-селф» — осознание себя как наблюдателя, не сливающегося с мыслями и эмоциями.
- Практические упражнения для формирования чувства устойчивого «я», отдельно от текущих переживаний.
- Восприятие своего нейроотличия.
Модуль 5: Ценности и мотивация
5.1. Определение ценностей и их роли в жизни
- Введение в понятие ценностей — что для нас важно и как это определяет наше поведение.
- Упражнения для детей и подростков на выявление ценностей и того, что приносит радость и смысл в жизни. Примеры детских и подростковых ценностей, связанных с учебой, друзьями и семьей.
- Примеры того, как ценности помогают достигать целей и преодолевать трудности.
5.2. Привязка к действиям и мотивация
- Как определять и достигать реалистичные цели.
- Шаги на пути к достижению целей, поддержка в управлении временем и вниманием.
- Примеры применения: планирование дня, выбор хобби, участие в школьных проектах.
- Как действовать в соответствии с ценностями, несмотря на трудности и эмоциональные состояния.
- Методы постановки и достижения целей, ориентированных на ценности.
- Вовлечение родителей и окружения для поддержания мотивации ребёнка.
Модуль 6: Принятие и самосострадание
- 6.1. Принятие как ключевая техника ACT
- Что такое принятие в ACT и как оно работает.
- Практики принятия неприятных эмоций и переживаний.
- Упражнения, адаптированные для детей и подростков, для работы с трудными ситуациями и чувствами.
- 6.2. Развитие самосострадания
- Понятие самосострадания и его важность для эмоционального благополучия.
- Как развивать у детей и подростков способность быть добрыми к себе.
- Упражнения на развитие самосострадания в трудных ситуациях.
Модуль 7: Применение ACT на практике
7. 1. Последовательность работы с семьей
- Подготовка к первичной консультации, изучение информации от семьи.
- Проведение первичной консультации
- Рекомендации для родителей
7. 2. Концептуализация случая
– Обсуждение примеров концептуализации.
- Составление целей для работы.
7.2. Создание индивидуального плана применения ACT
- Помощь детям в создании личного плана по применению ACT в жизни.
- Примеры ежедневных привычек и действий, которые поддерживают психологическую гибкость.
- Поддержка в реализации плана и помощь в его корректировке.
Модуль 8: Подведение итогов
8.1. Презентация случая
- Концептуализация проблемы.
- Цели для работы с клиентом.
- Обсуждение и рекомендации.
8.2. Подведение итогов
- Закрепление и интеграция полученных навыков.
- Обсуждение успехов и трудностей, адаптация практик под индивидуальные особенности.
- Рекомендации по поддержанию навыков психологической гибкости в будущем.
- Дополнительные материалы для родителей и педагогов для помощи детям в освоении техник ACT.